Сова Акулы Зебра Ящерица Буйвол Орлан
Коллективный журнал о природе

Реклама:



Все о птицах Фильмы о птицах Книги о птицах Видео с птицами

Мальчевский. Орнитологические экскурсии. В белую ночь
В начало книги
Птицы Книги о птицах

Назад   Вперед   Оглавление

В белую ночь

Существует целый ряд видов птиц, пик активности пения которых приходится на период белых ночей. Это соловей, разные виды камышевок и сверчков, а также пастушки - коростель и погоныш. Все они обитают у побережий водоемов и знакомиться с их голосами лучше всего в долинах рек и озер. Из лесных птиц в пору белых ночей бывают часто слышны совы, а также козодой. У сов в это время уже птенцы. Они держатся еще выводком и постоянно перекликаются. Песню козодоя надо слушать в сосновом лесу. Здесь же можно встретить и выводки ушастой совы. Птенцов серой неясыти легче всего найти в старом парке или в дубраве. В белые ночи обычно бывает тиха и безветренно, обостряется слух, так что даже далекие звуки воспринимаются вполне отчетливо. Птицы в это время поют долго, без перерывов и подпускают к себе на близкое расстояние. К большинству из них удается подвести экскурсантов вплотную. Близость птиц и общая таинственность обстановки заставляют разговаривать тихо, почти шепотом.

О пении соловьев. В северных широтах пение соловьев ассоциируется с цветением сирени и белыми ночами. Если маршрут ночной экскурсии проходит вблизи сырого мелколесья или зарослей кустарников у реки, то здесь почти обязательно мы услышим пение соловья. На него нельзя не обратить внимание. Оно чрезвычайно громкое. Некоторые части соловьиной песни среди ночной тишины бывают слышны очень далеко. Поражают удивительная сочность, глубина, широкий диапазон воспроизводимых звуков и какая-то торжественность исполнения. Песня соловья состоит из хорошо различимых колен - повторяющихся высвистов и раскатистых трелей. Начинает ее соловей неторопливо, заканчивает же всегда с ускорением. Если птицу ничто не тревожит, она поет одну песню за другой почти без перерывов. Особенно интенсивно соловей поет, если ему проиграть на магнитофоне его же собственную песню. В этом случае он может подлететь совсем близко и петь на расстоянии 2-3 метров. Отдельные колена песни соловьи исполняют в определенной последовательности. Наибольшим постоянством отличаются начало и конец, среднюю часть песни соловей может видоизменять. Это указывает на то, что репертуар каждого певца значительно шире того, что исполняется им в одной песне.

В прошлом столетии, когда содержание соловьев в клетках была в моде, они своим пением привлекали множество любителей в трактиры и чайные. Знатоки соловьиной песни каждому колену давали специальное наименование: "почин", "дудка", "кукушкин перелет", "клыканье", "дроздик", "журавлик", "кулик", "дробь", "стукотня", "мелоча" и т. п. Кроме того, в зависимости от характера звучания каждое колено получало дополнительное название. Так, например, среди "дудок" различали "лешеву дудку", "польскую", "водопойную". С более подробным описанием колен соловьиной песни можно познакомиться по книге И. К. Шамова "Певчие птицы".

Под Ленинградом колена в песнях соловьев располагаются обычно в следующем порядке: "фьюить-фьюить ("почин") - ту-ту-ту ("дудка") - тиклюй-тиклюй ("кулик") -кликликликликликли ("кукушкин перелет") - чочочочочочочочовй ("стукотня") - тррррррррррррррцй ("дробь")".

Старые названия колен соловьиной песни интересны тем, что многие из них характеризуют песню соловья как в известной мере звукоподражательную. Соловей, действительно, часто обогащает свою песню звуками, которые слышит вокруг, хотя исполняет он их всегда на свой, соловьиный лад. Тем не менее, некоторые колена его песни напоминают голоса пеночки-веснички, самки кукушки, черного дятла, певчего дрозда и других птиц. Отдельные соловьи в Московской, Ленинградской и Псковской областях довольно хорошо подражают хорканью вальдшнепа. Попутно заметим, что близкий вид - южный соловей, обитающий в Западной Европе, на Кавказе и в горах Средней Азии, тоже склонен к звукоподражанию, хотя песня его и не так красива, как у его северного собрата.

Песня старых соловьев отличается большей силой и разнообразием, чем молодых, которые часто поют неуверенно и неразборчиво. В одну песню соловьи обычно включают 6-8 колен, но иногда попадаются певцы, которые исполняют 12 и более колен. Буквенная запись песни одного из таких соловьев, жившего когда-то на территории парка Лесного института (ныне парк Лесотехнической академии имени С. М. Кирова), была сделана в свое время Д. Н. Кайгородовым и приведена в его известной книге "Из царства пернатых".

Звучность и разнообразие напева достигаются у соловьев на второй или третий год жизни и то лишь в случае, если молодые птицы имеют возможность слушать песню старой. Когда поблизости нет хороших певцов, то соловьи так и не научаются петь по-настоящему. Известно, например, что в начале прошлого века больше всего ценились курские соловьи. Однако, как сообщает И. К. Шамов, уже в 30-е годы курские соловьи стали петь значительно хуже. После курских прославились черниговские и польские, напевы которых тоже вскоре ухудшились. Затем в моду вошли так называемые графские соловьи. Обеднялась соловьиная песня, конечно, не всюду, а в местах традиционного отлова, где вылавливались старые, наиболее хорошо поющие птицы. Так как молодым соловьям не у кого стало перенимать настоящую песню, то их пение постепенно и превратилось в трескотню и стукотню - колена, которые свойственны соловьям, очевидно, от роду и возникают без научения.

Характерно, что у курских соловьев качество пений снизилось вскоре после того, как они стали высоко цениться на московском рынке. За первоклассного певца купцы в те времена платили до 2000 рублей. Рост цен привел к тому, что птицеловы отлавливали соловьев сотнями, устремляясь в первую очередь в те места, откуда привозились птицы, снискавшие себе особую славу. В результате качество соловьиного пения значительно снижалось.

В пору белых ночей соловьи бывают слышны уже в 8-9 часов вечера, но наиболее азартно они поют в сумерках, когда затухает пение певчих дроздов. После полуночи песня раздается уже нерегулярно.

Песни садовой камышевки и сверчков. В середине ночи, когда смолкают соловьи, активно начинают петь различные камышевки и сверчки. С некоторыми из них мы уже познакомились раньше. Но наши представления о пении этих птиц будут неполными, если мы не послушаем песни садовой камышевки. Искать ее надо в сравнительно сухих местах - на лесных опушках, поросших кустарником, или же на зарастающей вырубке. Она нередко поет также в садах и парках и на заросших крапивой приусадебных участках в деревнях.

Поет садовая камышевка очаровательно. Люди, не знающие птиц, часто принимают ее за соловья, хотя нежная песня камышевки имеет мало общего с мощными соловьиными раскатами и посвистами. Песня у садовой камышевки неторопливая и размеренная. Она по нескольку раз высвистывает перенятые у других птиц различные сигналы и обрывки песен, которые исполняет на свой манер, но всегда очень чисто и мелодично. Наиболее точно камышевка копирует тревожные сигналы самца зяблика "рюм-пиньпиньпинь, рюм-пиньпиньпинь...". Подражает она также голосам дроздов - белобровика, певчего и рябинника - и других птиц. Почти каждое колено она как бы отбивает характерным "чек-чек-чек" или "тр-тр-тр", и эта манера придает всему напеву особую ритмичность. Очень часто издается посвист "ти-вить", слышимый дальше всего. Во время пения садовая камышевка держится в кустах. Иногда она позволяет подойти к себе совсем близко, но разглядеть ее в ночном полумраке не удается. Увидеть ее можно при затянувшемся пении рано утром, при восходе солнца.

Сверчки получили свое название за своеобразное пение, напоминающее стрекотание кузнечиков. Если маршрут ночной экскурсии проходит по долине реки, где на сырых лугах растут кустарники, то вполне реально услышать песню речного сверчка. Кажется, что как-то необычайно звонко, не смолкая, в течение многих минут подряд в кустах стрекочет кузнечик. После короткого перерыва опять слышится долгая, ритмично вибрирующая, звенящая трель "зирьзирьзирьзирь-зирьзирь...". Песня слышится то тише, то громче, потому что сверчок все время поворачивается, посылая свой брачный сигнал во все стороны.

Рис. 43. Речной сверчок (рис. А. Комарова)

В долинах рек, а также на лесных вырубках, иногда даже посреди ржаного поля в белую ночь можно услышать песню обыкновенного сверчка. Он воспроизводит ровную высокую трель, которая, как и у речного сверчка, длится несколько минут подряд и после короткого перерыва снова звучит долго - и так всю ночь. Изобразить ее можно в виде беспрерывного "ррррррррь...".

Ток погоныша и бекаса, тяга вальдшнепа. Ток бекасов и вальдшнепов в северных широтах, как известно, начинается в апреле и продолжается до конца июня - середины июля. Таким образом, в период белых ночей брачные сигналы этих птиц - явление обычное. Но наиболее активно токуют, пожалуй, погоныши. Голос у этих курочек невероятно сильный и бывает слышен далеко за пределами поймы, где происходит их ток. Во влажные годы, когда зона мелководья значительно расширяется, на сравнительно небольшом участке поймы может встретиться несколько самцов. Каждый из них беспрестанно издает повторяющийся примерно раз в секунду короткий и высокий свист "уить, уить, уить...". При скоплении птиц этот крик сливается в сплошной хор. Свист погонышей бывает слышен всю ночь напролет и смолкает лишь к утру. Эти птицы держатся на заболоченных участках недалеко от воды. Отдельные самцы иногда токуют даже у небольших водоемов, например на берегу пруда, заросшего хвощом.

Увидеть погоныша очень трудно не только ночью, но и днем. Он ведет бегающий наземный образ жизни и постоянно скрывается среди густой растительности. Взлетает же лишь в случае крайней необходимости и, недалеко отлетев, снова опускается в траву. На полете, как и у коростеля, бросаются в глаза свешивающиеся вниз длинные ноги. Это некрупная птица, немногим больше скворца.

В сумерках белой ночи, иногда и утром, в долине реки, над кочковатым болотом или заливным лугом откуда-то сверху вдруг донесется мягкий, постепенно повышающийся и усиливающийся вибрирующий звук "вувувувувувувуву". Через некоторое время раздастся звук другого характера - неторопливое и ритмичное "тэке-тэке-тэке-тэке...". Это голос бекаса, токующего в воздухе. Первый же звук, похожий на блеяние козленка, возникает при вибрации перьев хвоста и крыльев, когда бекас, совершив круг в воздухе, начинает резко снижаться, как бы падая в воздушную яму.

Рис. 44. Силуэт вальдшнепа на тяге (рис. А. Формозова)

Так называемая тяга вальдшнепа хорошо знакома не только каждому охотнику. Она неоднократно описывалась в классической, русской литературе, как в прозе, так и в стихах. Наиболее ярко ее изобразил А. К. Толстой в стихотворении "На тяге". После захода солнца самцы вальдшнепа поодиночке начинают летать низко над деревьями среди сырого мелколесья или у опушек, издавая негромкие звуки - хорканье и цвирканье. Часть пролетающих над лесом птиц не удается увидеть. Их скрывают кроны деревьев. Слышны лишь их голоса - низкое неторопливое "хор-хор-хор" (2-4 раза) и сразу же за последним слогом короткий и высокий звук "цвирь", похожий на чириканье белой трясогузки. Вся песня звучит как "хор-хор-хор-цвирь". Наконец на фоне тусклого неба появляется и сам вальдшнеп. Обычно бывает виден лишь его силуэт. Это длинноклювая птица размером с голубя, но с коротким хвостом. Она летит довольно быстро, хотя взмахи крыльев кажутся неторопливыми.

Голоса в сосновом лесу. Для более полного знакомства с ночными голосами птиц важно, чтобы маршрут экскурсии помимо речной поймы захватывал также участок соснового леса, граничащий с вырубкой. Здесь на опушке по ночам, а иногда и днем раздаются очень приятные переливчатые звуки, меняющиеся по тону и ритму. Они доносятся откуда-то сверху. Песня состоит из быстро повторяющихся слогов "юли-юли-юли-люлилюлилюлилюли". Это поет лесной жаворонок, или юла. Он, как и другие жаворонки, поет в воздухе, высоко летая над лесом и вырубкой.

Рис. 45. Птенец ушастой совы (фото Ю. Пукинского)

В сосновом лесу могут попасться выводки уже покинувших гнезда птенцов ушастой совы. Сначала бывает слышна их жалобная перекличка. Совята кричат по очереди, один за другим. Голоса у них неодинаковы, поскольку у сов птенцы вылупляются с большими интервалами и бывают поэтому разного возраста. Перекличка идет в разной тональности. Один птенец высоко и протяжно свистит "ии", другой тянет "ээ", третий - "уу". Первым обычно кричит самый маленький, так как он самый голодный. Ему вторят остальные. Птенцы напоминают родителям о себе, требуя корма. В целом, голоса птенцов ушастой совы похожи на писк голодных котят. Если подойти близко, то иногда удается обнаружить и самих совят. Увидев человека, они замолкают и в испуге вытягиваются столбиком, прищурив глаза и подняв кверху свои "ушки".

Рис. 46. Силуэт козодоя белой ночью в сосновом лесу (фото Л. Мальчевского)

Но вот на фоне белесого неба появляется силуэт узкокрылой и длиннохвостой птицы размером с кукушку. Полет ее бесшумный, легкий и маневренный. Стремительные броски сменяются внезапными остановками и трепетанием крыльев на одном месте. Издав несколько пронзительных криков "уик, уик", птица скрывается из виду. Это козодой - ночная птица, питающаяся насекомыми, которых она ловит на лету. Через некоторое время из леса доносится ее песня - продолжительное урчание "эрррррруррррррэрррррруррррр...". Издали оно напоминает шум работающего мотоцикла. Поет козодой, сидя на ветке сосны. Он тянет свою глухую трель очень долго, то повышая, то понижая голос. Горло его сильно раздуто, рот открыт. Наконец козодой слетает с дерева, урчание его переходит в совсем низкий клекот. Несколько раз звучно хлопнув крыльями над спиной, он отлетает в сторону, садится на другое привычное ему дерево и снова заводит свою песню.

В течение всей короткой светлой ночи изредка подают свои голоса и дневные птицы - кукушка, горихвостка, зарянка, белобровик, певчий дрозд. На рассвете, уже около трех часов, активность их пения резко возрастает. С новой энергией начинает петь соловей. Продолжают токовать и все птицы, которых мы только что слушали. Возникает общий хор ночных и дневных птиц. Он удивительно хорош и придает особое очарование природе северных широт. К сожалению, людям редко приходится его слушать. Они просыпаются значительно позднее.

Назад   Вперед

ГМальчевский. Орнитологические экскурсии. Читать

Оглавление:

От автора
Изучение птиц в природе
Птицы как объект зоологических экскурсии
Особенности птиц как объектов наблюдения
Методические советы
Весенний прилет, песни и воздушные игры птиц
Наблюдения за весенними и летними миграциями птиц
Знакомство с пением и другими весенними демонстрациями птиц
Птицы северной и средней полосы России
Весенние экскурсии в северной и средней полосе России
Экскурсии в старые парки
В Пушкинском заповеднике
Гнездовая жизнь птиц
Знакомство с гнездовой жизнью птиц
Определение птичьих гнезд в природе
Птицы осенью и зимой
Осенне-зимние экскурсии
Рекомендуемая литература

Подробное оглавление

Реклама:
Мы в Сетях:
Дикая Группа ВКонтакте / Дикое Сообщество на Facebook / Дикая Компания в LiveJournal
Дикий Портал ВКонтакте


Посмотри еще:
Зубы и клыки Зубы и клыки (48 больших фото) Стая волков Стая волков (Фото)
Горилла Горилла (35 больших фото) Морские ежи Акула в момент атаки (8 больших фото)
Зима в лесу Зима в лесу (рисунок) Красные пещеры Красные пещеры (17 фото)