Сова Акулы Зебра Ящерица Буйвол Орлан
Коллективный журнал о природе

Реклама:



Все о птицах Фильмы о птицах Книги о птицах Видео с птицами

Мальчевский. Орнитологические экскурсии. Неголосовые демонстрации
В начало книги
Птицы Книги о птицах

Назад   Вперед   Оглавление

Неголосовые демонстрации

Весенние демонстрации птиц выражаются не только в голосовых сигналах, называемых нами пением. Весной птицы заявляют о своем присутствии различными способами. Многие из них совершают ритуализированные полеты, другие громко стучат клювом или хлопают крыльями и т. п. Для большинства характерно использование разных средств выражения своего весеннего состояния.

Неголосовое "пение". Для усиления производимого эффекта птицы во время своих весенних демонстраций помимо голосовых средств нередко используют различные части тела: клюв, хвост и крылья, иногда ноги. Такие механические звуки бывают слышны даже дальше, чем голос. У некоторых птиц доля механических звуков в общей демонстрации сравнительно незначительна, у других вся "песня" неголосового происхождения. Например, песня сойки состоит из замысловатых булькающих, лающих, кудахтающих звуков и в промежутках между ними слышится громкое щелкание клюва, которое придает песне определенный ритм. У всей группы пестрых дятлов вся "песня" механическая. Весеннее пение у них заменено так называемой барабанной трелью, которая имеет характер дроби и возникает от очень частых ударов клюва по дереву. Каждый дятел выбивает свою дробь обычно на определенном дереве, которое он специально выбирает. Постучав сначала по одному суку, затем по другому, третьему и т. д., он затем начинает использовать тот сук, который резонирует сильнее всего. Если дятлу попадаются металлические предметы, укрепленные на дереве: куски жести, консервные банки и т. п., - он иногда использует и их в качестве инструментов. Сравнение инструментов по силе звучания и выбор одного из них указывают на способность дятлов к сложным формам нервной деятельности. Таким образом, благодаря личному опыту дятел может усиливать действие сигнала. Черный дятел и вся группа зеленых имеют как голосовую весеннюю песню, так и неголосовую в виде обычной для дятлов барабанной трели.

Прекрасный пример неголосовой "песни" демонстрируют аисты. Они, как известно, практически лишены голоса и не пользуются им в целях коммуникации. Основным органом, воспроизводящим звук, у них является клюв. В процессе тока белый аист, рывком закидывая шею на спину, быстро хлопает клювом. Если токуют одновременно самец и самка, то хлопание приобретает характер согласованного дуэта. Возникающий при смыкании челюстей звук очень громкий. Дело в том, что когда аист закидывает голову на спину, его язык и весь подъязычный аппарат подтягиваются назад. Тем самым увеличивается объем глотки, которая начинает выполнять функцию резонатора, усиливающего звук. Предки аистов, видимо, имели голос. Об этом можно судить по поведению птенцов, которые до определенного возраста выпрашивают корм у родителей с помощью голоса, издавая звук, похожий на верещание. Позднее, когда клюв у птенца достаточно окрепнет, он начинает стучать клювом, причем, как и взрослая птица, закидывает при этом голову назад. Верещание постепенно издается все реже и реже. Лишь когда молодая птица бывает очень голодна, она верещит, будучи даже почти взрослой. Рудимент голоса иногда можно услышать и во время тока аистов. Если они сильно возбуждены, то в промежутках между стукотней из их глотки изредка вырываются сиплые высвисты вроде "вхиии".

У представителей рода бекасов в производстве звуков во время токовых полетов участвует хвост. Обыкновенный и азиатский бекасы "поют" узкими и упругими перьями хвоста, вибрация которых обусловливает появление звука. В зависимости от особенностей строения и числа крайних рулевых с резко суженными опахалами возникает звук, специфичный для каждого вида, - жужжащий или, как у обыкновенного бекаса, блеющий. В связи с этим бекаса и прозвали в народе "лесным барашком". Название очень удачно, ибо сходство в звучании хвоста бекаса и голоса ягненка или козленка бывает поразительным. В образовании звука у бекаса, видимо, участвуют и крылья. На это указывает то, что как раз в момент, когда слышится звук, летящий высоко в воздухе бекас, стремительно снижаясь, начинает особенно энергично трепетать крыльями и их движения совпадают с ритмом вибрации звука.

Способность издавать хлопающие звуки с помощью крыльев во время брачных полетов характерна для целого ряда видов птиц: для всех голубей, козодоя, болотной совы, а также для многих представителей тетеревиных птиц. Глухарь, например, наиболее активно поет на земле, куда он спускается на рассвете и где он встречается с глухарками. Здесь полнее всего проявляются особенности его токового поведения, неотъемлемым элементом которого являются чередующиеся с песней подскоки глухаря. Это невысокие взлеты и приземления, во время которых слышится двойной шум крыльев "фрр-фрр".

Многие тетеревиные птицы используют свои упругие маховые перья для весенних демонстраций, причем характер шума, создаваемого крыльями, специфичен для вида. У глухаря, обыкновенного тетерева, дикуши он является лишь частью общего звукового поведения самцов. Каждый из этих видов имеет свою голосовую песню. Однако при токовании кавказского тетерева слышится в основном лишь шум крыльев, возникающий в момент ритуализированных взлетов.

Рис. 11. Токовый полет бекаса

Шумят крыльями, токуя, и представители семейства фазановых. Даже домашний петух до своей песни, во время или после нее обязательно несколько раз громко хлопнет крыльями. Еще энергичнее и чаще "фыркает" крыльями фазан.

Крылья некоторых нырков в полете издают настоящий свист. Он возникает благодаря суженным вершинам первостепенных маховых перьев. По этому звуку гоголя легко можно отличить от других уток лесной зоны. Свистит на лету и синьга - утка тундр и озер северной части лесной полосы. Внутреннее опахало первого первостепенного махового у нее резко сужено на протяжении 7 сантиметров. Это и есть так называемое "звучащее" маховое.

Воздушные игры и токовые полеты. Весеннему поведению самцов большинства птиц присуща одна общая черта: каждый самец различными способами стремится "заявить" о себе. Все его действия рассчитаны на то, чтобы быть как можно заметнее.

Птицы, живущие в лесу, заявляют о себе голосом, регулярно воспроизводя специфичную для вида комбинацию громких звуков, называемых песней. Обитатели открытых мест наряду с пением часто совершают характерные для вида взлеты, которые делают даже мелких и скромно окрашенных птиц хорошо заметными на большом расстоянии. Такие взлеты называют токовыми полетами. От обычного полета они отличаются тем, что совершаются периодически и стереотипно в одном и том же месте и сопровождаются песнями, криками или хлопками крыльев.

Токовые полеты особенно типичны для куликов. Почти все они весной совершают ритуализированные полеты. У каждого вида своя манера тока. Травники, летая в воздухе, в момент песни зависают на одном месте; перевозчики, токуя небольшой группой, низко носятся над рекой или берегом озера; чибисы, сопровождая свой полет скрипучими заунывными голосами, временами кувыркаются в воздухе. Большинство куликов - птицы открытых стаций, и токование в воздухе для них явление, вполне закономерное. Но даже те из них, которые в процессе эволюции заселили лес, сохранили исходный и характерный для куликов тип весенних демонстраций. Это кулик-черныш и вальдшнеп. Черныш может быть назван настоящей лесной птицей. Весной он держится на лесных ручьях, речках и озерах, садится на деревья и гнездится в старых гнездах дроздов. Наиболее заметен он в конце апреля - начале мая, когда активно токует в воздухе.

Особой известностью пользуется токовый полет другого лесного кулика - вальдшнепа. Он принадлежит к группе куликов-долгоносиков, куда кроме него относят бекаса, дупеля и гаршнепа. Все они состоят в родстве и обладают сходным приспособлением, позволяющим им отыскивать пищу в земле наощупь. Тем не менее по характеру тока они отличаются. Дупель токует группами на земле. В этом отношении он исключение из куликов. Бекас и гаршнеп, наоборот, токуя, чрезвычайно энергично летают. Для обоих видов характерны высокие подъемы и стремительные спуски, во время которых птицы издают специфические звуки: бекасы "блеют", а гаршнепы воспроизводят совершенно необычные звуки, похожие на цоканье лошадиных копыт. В связи с этим гаршнепа называют иногда "ночным извозчиком". Это самый мелкий из долгоносиков. Его масса всего 50-60 граммов; Его гнездовая область находится в лесотундре и северной подзоне тайги. В средних широтах гаршнеп редок. Токует он в темноте, по ночам, летая над мокрым кочковатым болотом. На поиски гаршнепа лучше всего отправляться в конце апреля, когда этот кулик наиболее активен. Чтобы увидеть гаршнепа, нужно сначала его услышать ночью и потом, ориентируясь по звуку "локтото-локтото-локтото", доносящемуся откуда-то сверху, идти искать его самого рано утром, на заре.

12. Схема токового полета гаршнепа (ориг.)

Токовые полеты гаршнепа и бекаса во многом похожи, но движения гаршнепа еще энергичнее, а линия полета отличается большей определенностью и широтой размаха. Сначала гаршнеп долго летит молча, широкими кругами набирая высоту. Поднимается он очень высоко, так что становится едва заметным. Достигнув наивысшей точки, он вдруг начинает стремительно снижаться, периодически делая виражи. В это время и становится слышен "галопирующий" звук. Снизившись до 20-30 метров, гаршнеп задерживается на одном месте, трепеща крыльями, и затем либо снова повторяет свой маневр, либо садится на землю, где звуков уже не издает.

Токовые полеты совершают почти все голуби, при этом они обычно сочетают шумовой эффект (хлопки крыльями) со зрительным - характерным для них фигурным полетом. Общая схема токования у наших видов голубей и горлиц примерно одна. Громко хлопая крыльями, птицы взлетают, набирают высоту и затем, распластав крылья горизонтально (горлицы) или подняв их над спиной (голуби), начинают медленно планировать. Все горлицы: малая, большая и кольчатая - проделывают процедуру демонстративного полета очень сходно. Из голубей наиболее типичен полет сизого голубя, в том числе уличного. Его взлеты и планирования с поднятыми крыльями можно постоянно наблюдать в любом городе. У Исаакиевского собора в Ленинграде, где голубей всегда много и где они имеют возможность летать на большой высоте, их воздушные игры выглядят очень эффектно. В поле зрения здесь иногда попадается сразу несколько токующих самцов.

Дикий лесной голубь - вяхирь ведет себя несколько иначе. Во время весеннего токового полета он планирует над лесом с горизонтально расправленными крыльями. Таким образом, в этом отношении он похож скорее на горлицу, чем на голубя. Надо сказать, что и по оперению шеи, по пропорциям тела, по типу гнезда и, особенно по характеру воркования, очень похожего на воркование большой горлицы, вяхирь скорее горлица, чем голубь. В дальнейшем систематики, возможно, сочтут необходимым изменить его положение в общей системе голубей.

Представители тетеревиных птиц во время тока тоже часто взлетают или подпрыгивают. Наиболее высокие взлеты опять же характерны для видов, токующих на открытых местах, - для обыкновенного и кавказского тетеревов, а также для белой куропатки.

Брачные полеты типичны для различных хищных птиц. Они летают кругами, кувыркаются в воздухе или парят на одном месте, иногда, как, например, осоед, планируют, подняв над спиной крылья. Все эти демонстрации сопровождаются специфическими криками или свистами. Чаще всего из хищников, совершающих токовые полеты, на весенних экскурсиях попадаются канюк, черный коршун, осоед и сокол-чеглок, а в южных районах также кобчик и пустельга.

Из воробьиных птиц токовые полеты, сопровождаемые песней, особенно характерны для жаворонков и коньков. Как поет полевой жаворонок, известно многим. Трепеща крыльями, он как бы висит в воздухе, "между небом и землей", издавая переливчатую продолжительную трель.

Полевой конек, вспорхнув с земли, начинает круто подниматься в воздух, издавая в такт своему волнообразному полету высокий, повторяющийся примерно раз в секунду звук "тюрри, тюрри, тюрри...". Поднявшись на высоту 20-30 метров, птица, продолжая петь, начинает постепенно снижаться и затем, смолкнув, садится на землю. Другие виды коньков тоже поют, чаще всего находясь в воздухе. Очень широко распространен лесной конек, встречающийся почти на каждой экскурсии. Он обитает на лесных опушках, вырубках или в редком лесу. Иногда он поет, сидя на вершине дерева, но чаще его песня бывает слышна во время характерного токового полета: со звонкой трелью птица круто взлетает кверху, а затем, полураспустив крылья, планирует по наклонной кривой вниз. В конце полета звучит ее несколько раз повторяемое "сиа-сиа-сиа...". Мало заметный луговой конек во время токования сразу обращает на себя внимание. Эту птицу обычно видишь в тот момент, когда она, поднявшись уже довольно высоко в воздух и совершая полет по прямой, начинает издавать однообразный звук "цип-цип-цип-цип-цип...". Песня продолжается около 15 секунд, после чего луговой конек сразу же садится на землю.

Рис. 13. Схема токовых полетов лесного (1), лугового (2) и полевого (3) коньков (ориг.)

Помимо жаворонков и коньков поют на лету некоторые славки, например серая, живущая на лесных опушках и вырубках, многие представители семейства врановых, жизнь которых связана с открытым ландшафтом, и другие птицы.

Для настоящих лесных певчих птиц токование в воздухе, в целом, не характерно, хотя иногда они тоже поют на лету. Чаще всего это наблюдается опять-таки у птиц, обитающих в разреженных лесах либо постоянно держащихся высоко в кронах деревьев. Таковы клест-еловик, зеленушка, чиж, которые часто поют на лету. Во время токования самец чижа волнообразным полетом подолгу кружит над. определенным участком леса или даже около кроны крупной ели. При этом птица постоянно издает свой жалобный позыв "чи-жии" или напевает щебечущую песню с типичной для чижа концовкой "цвицвицвицви-кээ".

Укажем еще раз на то значение, которое имеет экологическая обстановка, определяющая характер брачного поведения птиц. Даже особи одного вида могут вести себя по-разному в зависимости от того, живут ли они в лесу или на опушке. Например, короткий токовый полет иногда можно наблюдать и у зяблика, если он поселился на сравнительно открытом месте. В этом случае он часто летает от дерева к дереву, весь распушившись и сопровождая свой полет песней. В лесу зяблики так себя обычно не ведут. В зависимости от степени разреженности лесной растительности изменяется и поведение пеночки-трещотки.

Назад   Вперед

ГМальчевский. Орнитологические экскурсии. Читать

Оглавление:

От автора
Изучение птиц в природе
Птицы как объект зоологических экскурсии
Особенности птиц как объектов наблюдения
Методические советы
Весенний прилет, песни и воздушные игры птиц
Наблюдения за весенними и летними миграциями птиц
Знакомство с пением и другими весенними демонстрациями птиц
Птицы северной и средней полосы России
Весенние экскурсии в северной и средней полосе России
Экскурсии в старые парки
В Пушкинском заповеднике
Гнездовая жизнь птиц
Знакомство с гнездовой жизнью птиц
Определение птичьих гнезд в природе
Птицы осенью и зимой
Осенне-зимние экскурсии
Рекомендуемая литература

Подробное оглавление

Реклама:
Мы в Сетях:
Дикая Группа ВКонтакте / Дикое Сообщество на Facebook / Дикая Компания в LiveJournal
Дикий Портал ВКонтакте


Посмотри еще:
Зубы и клыки Зубы и клыки (48 больших фото) Стая волков Стая волков (Фото)
Горилла Горилла (35 больших фото) Морские ежи Акула в момент атаки (8 больших фото)
Зима в лесу Зима в лесу (рисунок) Красные пещеры Красные пещеры (17 фото)